МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
|
АВТОЦЕМЕНТОВОЗЫ
ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Cement trucks. General specifications
|
ГОСТ
27614-93
|
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ
И СЕРТИФИКАЦИИ
Минск
Дата введения 1995-01-01
Настоящий стандарт распространяется па
автоцементовозы, предназначенные для бестарной перевозки цемента по
автомобильным дорогам 1-5-й категорий.
Требования пп. 3.1.6,
3.4,
5.3.13 и 5.3.14
являются обязательными, другие требования настоящего стандарта являются
рекомендуемыми.
Обязательные требования к
автоцементовозам, направленные на обеспечение безопасности для жизни, здоровья
людей и охраны окружающей среды, изложены в пп. 3.1.6,
5.3.13 и 5.3.14.
СОДЕРЖАНИЕ
Термины, применяемые в настоящем
стандарте, и их пояснения приведены в приложении 1.
2.1. Автоцементовозы в зависимости от
способа загрузки и разгрузки цемента подразделяют па два типа:
1 - автоцементовозы с пневморазгрузкой;
2 - автоцементовозы с пневморазгрузкой и
пневмосамозагрузкой.
2.2. Автоцементовозы в зависимости от
массы перевозимого груза подразделяют на типоразмеры: 11; 13,5; 14,7; 15; 20;
25; 30 т.
По каждому типоразмеру допускается
превышение массы перевозимого груза до 1 т.
2.3. В технических условиях на
автоцементовозы конкретных типоразмеров рекомендуется включать следующие
показатели качества, номенклатуру которых согласовывают с потребителем:
масса перевозимого груза;
производительность пневморазгрузки;
производительность пневмосамозагрузки
(для автоцементовозов типа 2);
вместимость полная;
масса снаряженного автоцементовоза:
удельный расход электроэнергии при
пневморазгрузке;
удельный расход электроэнергии при
пневмосамозагрузке (для автоцементовозов типа 2);
удельный расход топлива при
пневморазгрузке;
удельный расход топлива при
пневмосамозагрузке (для автоцементовозов типа 2);
мощность двигателя (для автоцементовозов
с компрессором, имеющим привод от автономного двигателя);
производительность компрессора по
воздуху;
рабочее давление в цистерне;
удельная суммарная оперативная
трудоемкость технического обслуживания;
дымность отработавших газов двигателя*;
уровень звука на рабочем месте
оператора*;
уровень локальной вибрации*;
уровень концентрации минерального масла и
цементной пыли*.
3.1. Характеристики
3.1.1. Автоцементовозы изготавливают в
соответствии с требованиями настоящего стандарта и технических условий па автоцементовозы
конкретных типоразмеров по рабочим чертежам, оформленным в установленном
порядке.
3.1.2. Климатические
исполнения и категории размещения автоцементовозов согласовывают с потребителем
и соответствуют ГОСТ 15150.
3.1.3. Конструкция автоцементовоза
обеспечивает работоспособность в течение срока службы, указанного в технических
условиях на конкретные типоразмеры, при условии соблюдения потребителем правил
эксплуатации.
3.1.4. Конструкция
автоцементовозов должна обеспечивать:
пневморазгрузку при приведенной дальности
подачи не менее 32 м,
на высоту по менее 15 м
и по трубопроводу диаметром 100
мм;
пневмосамозагрузку при подаче по двум резинотканевым
рукавам диаметром 100 и 75 мм,
длиной 4 м
каждый, в т.ч. на высоту не менее 3
м;
возможность гравитационной загрузки
аэрированным цементом;
возможность диагностирования в
соответствии с требованиями ГОСТ 27518 и ГОСТ
25044 в случаях, когда эти требования заложены в технической документации.
Остаток цемента после разгрузки не должен
превышать 2 % грузоподъемности, по не более 3 к II (300
кг).
3.1.5. Автоцементовоз должен быть
оборудован;
для типа 1 - компрессором; для типа 2 -
компрессором-вакуум насосом. Компрессор (компрессор-вакуумнасос) может быть
установлен на полуприцепе с приводом от автономного двигатели либо на седельном
тягаче с приводом от коробки отбора мощности;
устройствами, предотвращающими попадание
цемента в компрессор при его остановке;
сигнализатором верхнего уровня материала
в цистерне (для цементовозов типа 2);
указателем давления (вакуума) в цистерне;
устройством для крепления запасного
колеса;
стояночным тормозом.
3.1.6. Требования безопасности и эргономики
3.1.6.1.
Автоцементовозы должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.011.
3.1.6.2. Цистерны автоцементовозом и
размеры загрузочных люков, рассчитанные на работу под давлением свыше 0,07 МПа,
следует изготавливать в соответствии с требованиями «Правил устройства и
безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением», утвержденных
Госгортехнадзором России.
3.1.6.3.
Автоцементовоз должен быть оборудован:
лестницей и огражденной площадкой для
обслуживания загрузочных люков цистерны;
устройством для сбрасывания давления в цистерне,
сблокированным с запорным устройством, не позволяющим открытие загрузочного
люка при наличии Давления в цистерне;
предохранительным клапаном в системе
пневморазгрузки;
кранам для экстренного прекращения
разгрузки;
противоподкатным бампером по ГОСТ
3163;
указателем давления в цистерне;
загрузочным люком, позволяющим проведение
ремонтных работ в цистерне;
3.1.6.4.
Электрооборудование следует изготавливать в соответствии с требованиями ГОСТ 3940.
3.1.6.5. Знаки
безопасности и сигнальные цвета - по ГОСТ 12.4.026.
3.1.6.6. Внешние
световые приборы - по ГОСТ 8769.
3.1.6.7. Тормозная
система и тормозные свойства - по ГОСТ 22895.
Стояночная тормозная система должна
обеспечивать неподвижность автоцементовоза полной массы па уклоне 18 %.
3.1.6.8. Уровень концентрации
масла минерального и цементной пыли в воздухе рабочей зоны при разгрузке не
должен превышать соответственно 5-6 мг/м3.
3.1.6.9.
Дымность отработавших газов двигателя - по ГОСТ 21393 (определяют по документации на двигатель тягача).
3.1.6.10.
Шумовые характеристики - по ГОСТ 12.1.003.
3.1.6.11.
Уровень локальной вибрации на органах управления автоцементовоза - по ГОСТ 12.1.012.
3.1.6.12.
Усилия на органах управления пневморазгрузкой - по ГОСТ 12.2.011.
3.1.6.13. Усилия на рукоятках
механизма полуприцепа - по ГОСТ
3163.
3.1.7. Требования технического обслуживания и ремонта
Конструкция автоцементовоза
обеспечивает ежесменное техническое обслуживание одним оператором.
Конкретные требования по приспособленности
к техническому обслуживанию, а также перечень систем и узлов, подлежащих
техническому обслуживанию, устанавливают в технических условиях на
автоцементовозы конкретных типоразмеров.
3.2. Комплектность
3.2.1. В комплект поставки
автоцементовоза рекомендуется включать:
рукава разгрузочные;
рукава загрузочные (для
автоцементовозов типа 2);
рукава воздушные;
противооткатный упор;
рукоятку опорных стоек;
запасное колесо;
инструмент, принадлежности,
ЗИП (необходимые для проведения технического обслуживания и поддержания
работоспособного состояния автоцементовоза в течение гарантийного срока
эксплуатации) согласно разделу «Комплектность» формуляров на конкретные
типоразмеры автоцементовозов;
инструмент, принадлежности и
ЗИП для комплектующих изделий в соответствии с сопроводительной документацией
заводов-изготовителей.
3.2.2. К
автоцементовозу прилагают следующую техническую документацию по ГОСТ 2.601;
формуляр;
техническое описание и
инструкцию по эксплуатации;
паспорт сосуда, работающего
под давлением;
документацию, поступающую с
комплектующими изделиями.
3.3. Лакокрасочные покрытия по ГОСТ 9.032.
3.4. Маркировка
3.4.1. На
автоцементовозе должна быть прикреплена маркировочная табличка по ГОСТ 12969, содержащая следующие данные:
товарный знак или наименование
предприятия-изготовителя;
индекс изделия;
заводской номер;
год выпуска;
обозначение технических
условий;
массу перевозимого груза;
вместимость цистерны полную;
давление рабочее;
давление пробное;
допустимую температуру стенок
сосуда.
3.4.2. На цистерне должна быть
нанесена ударным или безударным способом следующая маркировка:
товарный знак или наименование
предприятия-изготовителя;
порядковый номер сосуда;
год изготовления;
рабочее давление;
пробное давление;
допустимая температура стенок
сосуда.
3.4.3.
Транспортная маркировка по ГОСТ 14192.
3.5. Упаковка
Требования к упаковке
устанавливают в технических условиях на автоцементовозы конкретных типоразмеров
в соответствии с требованиями ГОСТ 23170.
4.1. Для проверки соответствия
требованиям настоящего стандарта, технических условий и конструкторской документации
автоцементовозы серийного производства рекомендуется подвергать приемосдаточным
и периодическим испытаниям.
Приемосдаточные испытания
проводят в соответствии с настоящим стандартом, периодические - по
программе-методике, утвержденной в установленном порядке.
4.2. Объемы и периодичность
проведения испытаний устанавливают в технических условиях на конкретные
типоразмеры автоцементовозов.
4.3. Рекомендуемые этапы
испытаний приведены в табл. 1.
Таблица 1
Наименование
этапа испытаний
|
Номера
пунктов испытаний
|
Виды
испытаний
|
приемосдаточные
|
периодические
|
Визуальный контроль
|
5.3.1
|
+
|
-
|
Проверка мaccы перевозимого груза
|
5.3.2
|
-
|
+
|
Проверка массы снаряженного
автоцементовоза
|
5,3.3
|
-
|
+
|
Проверка производительности
пневморазгрузки
|
5.3.4
|
-
|
+
|
Проверка производительности
пневмосамозагрузки
|
5.3.5
|
-
|
+
|
Проверка расхода электроэнергии
при пневморазгрузке
|
5.3.6
|
-
|
+
|
Проверка расхода электроэнергии
при пневмосамозагрузке
|
5.3.6
|
-
|
-
|
Проверка расхода топлива при
пневморазгрузке
|
5.3.6
|
-
|
-
|
Проверка расхода топлива при
пневмосамозагрузке
|
5.3.6
|
-
|
+
|
Проверки производительности
компрессора по воздуху
|
5.3.7
|
+
|
+
|
Проверка рабочего давления в
цистерне
|
5.3.8
|
+
|
+
|
Проверка показателей надежности
|
5.3.9
|
+
|
+
|
Проверка удельной суммарной
трудоемкости технического обслуживания
|
5.3.9
|
-
|
+
|
Пропарка качества сварных
соединений
|
5.3.10
|
+
|
-
|
Проверка состояния
пневмотормозной системы
|
5.3.11
|
+
|
-
|
Проверка наличии и состояния
внешних световых прибором
|
5.3.11
|
+
|
-
|
Проверка герметичности цистерны и
пневмосистемы
|
5.3.12
|
+
|
+
|
Проверка качества лакокрасочных,
и гальванических покрытии
|
5.3.14
|
+
|
-
|
Проверка комплектности,
маркировки, упаковки
|
5.3.1
|
+
|
-
|
Проверка соответствия требованиям
безопасности
|
5.3.11
|
-
|
+
|
Контроль эргономических и
экологических показателей
|
5.3.13
|
-
|
+
|
Примечание. Знак «+» означает выполнение
испытаний.
4.4. В тех случаях, когда предусматривают
выпуск базовой модели и нескольких модификации, периодическим испытаниям
подвергают базовую модель.
Автоцементовозы других модификаций
подвергают периодическим испытаниям в технически обоснованных случаях по
согласованию с заказчиком.
5.1. Требования к
средствам испытаний
5.1.1. Перечень измерений, испытательного
оборудования и материалов, необходимых для - проведения испытаний, приводят в
программе-методике, составленной на каждый вид испытаний.
5.1.2.
Стандартизованные средства измерений должны быть проверены в соответствии с ГОСТ 8.513, нестандартизованные - аттестованы по ГОСТ 8.326.
5.2. Подготовка к
испытаниям
5.2.1. С
автоцементовозом, предъявляемым к периодическим испытаниям, представляют
следующую документацию:
программу и методику испытаний;
инструкцию по эксплуатации и формуляр по ГОСТ 2.601;
акт приемосдаточных испытаний;
материалы предшествующих периодических
или приемосдаточных испытаний;
5.3. Проведение
испытаний
5.3.1. Визуальный
контроль предъявляемого к испытаниям автоцементовоза проводят с целью проверки
его комплектности, упаковки, маркировки, качества изготовления и сборки,
надежности креплений, наличия смазок в агрегатах и готовности к проведению
испытаний.
Осмотру подвергают все узлы и механизмы
автоцементовоза.
Осмотр, проверку креплений, регулировок,
число рабочих жидкостей и смазки в узлах и сопряжениях следует проводить без
разборки и демонтажа сборочных единиц.
5.3.2. Массу
перевозимого груза определяют по показанию автомобильных весов при загрузке
автоцементовоза через верхний люк аэрированным цементом насыпной массой 1150+50
кг/м3.
5.3.3. Массу
снаряженного автоцементовоза (т) определяют по показанию автомобильных весов.
5.3.4.
Производительность пневморазгрузки (т/мин) определяют как отношение массы выгруженного
цемента ко времени разгрузки. Время разгрузки измеряют от момента открытия
разгрузочного крапа до «нулевого» показания манометра или до прекращения подачи
цемента в разгрузочный трубопровод.
5.3.5.
Производительность пневмосамозагрузки (т/мин) определяют как отношение массы
загруженного цемента ко времени загрузки. Время загрузки измеряют с начала
подачи цемента в цистерну до срабатывания сигнализатора уровня.
5.3.6. Удельный расход
электроэнергии (топлива) при пневморазгрузке (пневмосамозагрузке) определяют
как отношение расхода электроэнергии (топлива) к массе перегруженного цемента
за время пневморазгрузки (пневмосамозагрузки).
5.3.7.
Производительность компрессора по воздуху (Пк)»
м3/с, рассчитывают по времени поднятия давления в пустой цистерне до
рабочего по формуле
,
где р2-Р1
|
- давление в емкости в
момент времени t2-t1 Па;
|
Vу
|
- вместимость цистерны
геометрическая, м3;
|
R
|
- газовая постоянная
воздуха;
|
РП
|
- плотность воздуха в
нормальных условиях (РП =
1,2046 кг/м3);
|
Т
|
- средняя термодинамическая
температура газа в цистерне, К:
|
5.3.8. Рабочее давление (разрежение) определяют с помощью штатного
манометра автоцементовоза, установленного на цистерне.
5.3.9. Удельную
суммарную оперативную трудоемкость технического обслуживания и показатели
надежности контролируют по данным эксплуатационных наблюдений и испытаний.
5.3.10.
Качество сварных соединений проверяют в соответствии с требованиями «Правил
Госгортехнадзора РФ», ГОСТ 3242, ГОСТ 7122, ГОСТ 7512, ГОСТ 20426, ГОСТ 6996.
5.3.11.
Налитое и состояние внешних световых приборов проверяют визуальным контролем и
включением.
5.3.12.
Герметичность цистерны и пневмосистемы проверяют при давлении в цистерне,
равном рабочему. При этом проводят внешний осмотр цистерны и пневмосистемы;
падение давления в цистерне при отключенном компрессоре не должно превышать
0,02 МПа в течение 2 мин; Проверяют срабатывание предохранительного клапана при
достижении давления в цистерне 0,16+0,01 МПа.
5.3.13. Проверка
требований безопасности.
Дымность отработавших газов -
по ГОСТ
21393.
Шумовые характеристики - по ГОСТ 12.1.003.
Уровень локальной вибрации -
по ГОСТ
12.1.012.
Уровень концентрации масла минерального и
цементной пыли и воздухе рабочей зоны при разгрузке проверяют по ГОСТ
12.1.005.
5.3.14.
Методы проверки герметичности пневмотормозной системы, качества лакокрасочных и
гальванических покрытий определяют в программе-методике испытании или
технических условиях на конкретные типоразмеры автоцементовозов.
6.1. Транспортирование автоцементовозов
осуществляют любым видом транспорта в соответствии с правилами, действующими па
данном виде транспорта, или своим ходом.
6.2.
Требования к хранению устанавливают в технических условиях на автоцементовозы
конкретных типоразмеров в соответствии с требованиями ГОСТ 15150.
6.3.
Требования к консервации устанавливают в технических условиях на
автоцементовозы конкретных типоразмеров в соответствии с требованиями ГОСТ 9.014.
7.1. Требования к эксплуатации автоцементовозов
- по ГОСТ 25646.
8.1. Изготовитель гарантирует
соответствие каждого автоцементовоза требованиям настоящего стандарта и
технических условий на конкретные типоразмеры при соблюдении правил
транспортирования, хранения и эксплуатации.
8.2. Гарантийный срок
эксплуатации автоцементовозов - не менее 12 мес. со дня ввода в эксплуатацию,
но не более гарантийного пробега тягача.
8.3. Гарантийный срок
эксплуатации на комплектующие изделия устанавливают в стандартах и (или)
технических условиях на них.
ТЕРМИНЫ,
ПРИМЕНЯЕМЫЕ В НАСТОЯЩЕМ СТАНДАРТЕ, И ИХ ПОЯСНЕНИЯ
Термин
|
Пояснение
|
Автоцементовоз
|
Специализированное
автотранспортное средство, имеющее герметичную емкость, заполняемую цементом
|
Масса снаряженного
автоцементовоза
|
Масса автоцементовоза без тягача
с комплектом ЗИП, запасным колесом, пневматическими рукавами и соплом
|
Производительность
пневморазгрузки (пневмосамозагрузки)
|
Отношение массы цемента,
выгруженного из цистерны (загруженного), ко времени разгрузки при помощи
пневмосистемы автоцементовоза без учета времени на предварительное поднятие
давления в цистерне до рабочего
|
Дальность подачи приведенная
|
Сумма геометрических длин
прямолинейных вертикальных и горизонтальных участков стального трубопровода
диаметром 100 мм
и эквивалентных длин колен и разгрузочных рукавов. Эквивалентная длина колена
под углом 90° и радиусом 1,5
м при переходе от вертикального участка к
горизонтальному равна 5 м,
а при переходе от горизонтального
участка к вертикальному - 8м. Эквивалентная длина одного метра рукава
соответствует 2 м
|
Удельный расход электроэнергии
при пневморазгрузке (пневмосамозагрузке)
|
Отношение расхода электроэнергии
за время пневморазгрузки (пневмосамозагрузки) к массе перегруженного цемента
|
Удельный расход топлива при
пневморазгрузке (пневмосамозагрузке)
|
Отношение расхода топлива за
время пневморазгрузки (пневмосамозагрузки) к массе перегруженного цемента
|
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН НПО
«ВНИИстройдормаш»
РАЗРАБОТЧИКИ:
В.С. Серяков, В.Г. Лызо,
А.Я. Ландсман, И.А. Бутрин, Н.А. Лысенко
2. Принят
Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации
(протокол № 4-93 от 21.10.93).
3. Срок первой проверки - 1999
г.; периодичность проверки - 5 лет
4. ВЗАМЕН ГОСТ 27614-88
5. ССЫЛОЧНЫЕ
НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ