ГОСТ 30335-95
ГОСТ Р 50646-94
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
УСЛУГИ НАСЕЛЕНИЮ
Термины и определения
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ
ПО
СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ
Минск
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН
Техническим комитетом по стандартизации ТК 342 «Услуги населению», Управлением
стандартизации и сертификации в сфере услуг Госстандарта России
2 ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по
стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 7 от 26 апреля 1995 г.)
За принятие проголосовали:
Наименование государства
|
Наименование национального
органа по стандартизации
|
Азербайджанская
Республика
|
Азгосстандарт
|
Республика
Армения
|
Армгосстандарт
|
Республика
Беларусь
|
Госстандарт Республики
Беларусь
|
Республика
Казахстан
|
Госстандарт
Республики Казахстан
|
Кыргызская
Республика
|
Кыргызстандарт
|
Республика
Молдова
|
М
олдовастандарт
|
Российская
Федерация
|
Госстандарт
России
|
Республика
Таджикистан
|
Таджикстандарт
|
Туркменистан
|
Главгосслужба
«Туркменстандартлары»
|
Республика
Узбекистан
|
Узгосстандарт
|
Украина
|
Госстандарт
Украины
|
3
Постановлением Госстандарта России от 12 марта 1996 г. № 164 ГОСТ 30335-95 введен
в действие в качестве Государственного стандарта Российской Федерации с момента
принятия указанного постановления и признан имеющим одинаковую силу с ГОСТ Р
50546-94 на территории Российской Федерации в связи с полной аутентичностью их
содержания
4 ВВЕДЕН
ВПЕРВЫЕ
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Установленные в
стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему
понятий данной области знания.
Для каждого
понятия установлен один стандартизованный термин.
Заключенная в
круглые скобки часть термина может быть опущена при использовании термина в
документах по стандартизации.
Приведенные
определения можно, при необходимости, изменить, вводя в них производные
признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты,
входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и
содержание понятий, определенных в данном стандарте.
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТАНДАРТ
УСЛУГИ НАСЕЛЕНИЮ
Термины и определения
Service for people. Terms and definitions
|
Дата введения 1994-07-01
Настоящий
стандарт устанавливает термины и определения понятий в области стандартизации,
сертификации и управления качеством в сфере услуг, оказываемых населению.
Термины,
установленные настоящим стандартом, обязательны для применения во всех видах
документации и литературы (по данной научно-технической отрасли), входящих в
сферу работ по стандартизации и/или использующих результаты этих работ.
1 услуга:
Результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также
собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя.
Примечание - По функциональному назначению услуги,
оказываемые населению, подразделяются на материальные и социально-культурные
2 материальная услуга: Услуга по удовлетворению
материально-бытовых потребностей потребителя услуг.
Примечание - Материальная услуга обеспечивает
восстановление (изменение, сохранение) потребительских свойств изделий или
изготовление новых изделий по заказам граждан, а также перемещение грузов и
людей, создание условий для потребления. В частности, к материальным услугам
могут быть отнесены бытовые услуги, связанные с ремонтом и изготовлением
изделий, жилищно-коммунальные услуги, услуги общественного питания, услуги
транспорта и т.д.
3 социально-культурная услуга: Услуга по
удовлетворению духовных, интеллектуальных потребностей и поддержание нормальной
жизнедеятельности потребителя.
Примечание - Социально-культурная услуга обеспечивает
поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности
повышение профессионального мастерства. К социально-культурным услугам могут
быть отнесены медицинские услуги, услуги культуры, туризма, образования и т.д.
4 сфера обслуживания населения: Совокупность предприятий,
организаций и физических лиц, оказывающих услуги населению.
5 обслуживание:
Деятельность исполнителя при непосредственном контакте с потребителем услуги.
6 исполнитель: Предприятие, организация или
предприниматель, оказывающие услугу потребителю.
7 потребитель: Гражданин, получающий,
заказывающий либо имеющий намерение получить или заказать услуги для личных
нужд.
8 предоставление услуги: Деятельность исполнителя
услуги, необходимая для обеспечения выполнения услуги.
Примечание - Предоставление услуги можно подразделить на
отдельные этапы (обеспечения необходимыми ресурсами, технологический процесс
исполнения, контроль, испытание, приемка, оценка, процесс обслуживания).
9 технологический процесс исполнения услуги: Основная часть процесса
предоставления услуги, связанная с изменением состояния объекта услуги.
10 заказ на услугу: Договор между потребителем и
исполнителем услуги, определяющий юридические, экономические и технические
отношения сторон.
11 время обслуживания: Период времени, в течение
которого потребитель взаимодействует с исполнителем услуги.
12 время исполнения услуги: Установленный норматив
времени на исполнение услуги.
13 правила обслуживания: Документ, содержащий
требования и нормы, регламентирующие порядок и условия обслуживания.
14 условия обслуживания: Совокупность факторов,
воздействующих на потребителя услуги в процессе обслуживания.
15 объект стандартизации: Услуга, производственный
процесс оказания услуги, результат услуги, подлежащие стандартизации.
16 группа однородных услуг: Совокупность услуг,
характеризующихся общим целевым и/или функциональным назначением.
17 стандарт на услугу: стандарт, устанавливающий
требования, которым должна удовлетворять услуга, с тем чтобы обеспечить
соответствие ее назначению.
Примечание - Стандарт на услугу может быть разработан в
таких областях как химическая чистка, стирка белья, гостиничное хозяйство, связь,
страхование, банковское дело, торговля, услуги транспорта, автосервиса и др.
18 технический документ на услугу: Документ, устанавливающий
технические, технологические, конструктивные и другие характеристики услуги.
К техническим
документам относят технические условия, технологические регламенты (карты),
технические описания, инструкции, альбомы направляющей коллекции мод, чертежи,
эскизы.
19 технологический регламент на
услугу: Документ, содержащий требования к технологическому процессу исполнения
услуги.
20 техническое описание на
услугу: Документ, разрабатываемый на услугу по изготовлению изделия по
индивидуальным заказам в соответствии с утвержденным образцом-моделью.
21 система сертификации услуг: Система, располагающая
собственными правилами процедуры и управления для проведения сертификации
соответствия услуг.
22 система сертификации: Система сертификации, относящаяся к услугам, для
которых применяются одни и те же конкретные стандарты и правила и та же самая
процедура.
23 орган по сертификации услуг: Орган, проводящий
сертификацию услуг.
24 аккредитация органа по
сертификации услуг: Процедура, посредством которой уполномоченный орган
официально признает правомочность органа по сертификации услуг выполнять
конкретные работы.
25 сертификация услуг: Деятельность по подтверждению
соответствия услуг установленным в стандартах требованиям.
26 объект сертификации в сфере
услуг: Услуга, результат услуги, процесс предоставления услуги, подлежащие
сертификации.
27 сертифицируемая услуга: Услуга, предусмотренная к
сертификации.
28 сертифицированная услуга: Услуга, прошедшая
сертификацию.
29 знак соответствия: Зарегистрированный в
установленном порядке знак, которым по правилам, установленным в данной системе
сертификации, подтверждается соответствие маркированной им услуги установленным
в стандартах требованиям.
30 качество услуги: Совокупность характеристик
услуги, определяющих ее способность удовлетворять установленные или
предполагаемые потребности потребителя.
31 качество обслуживания: Совокупность характеристик
процесса и условий обслуживания, обеспечивающих удовлетворение установленных
или предполагаемых потребностей потребителя.
32 свойство услуги
(обслуживания): Объективная особенность услуги (обслуживания), которая проявляется при
ее оказании и потреблении (его осуществлении).
33 показатель качества услуги
(обслуживания): Количественная характеристика одного или нескольких свойств услуги
(обслуживания), составляющих ее (его) качество.
34 уровень качества услуги
(обслуживания): Относительная характеристика качества услуги (обслуживания), основанная
на сравнении фактических значений показателей ее (его) качества с нормативными
значениями этих показателей.
35 контроль качества услуги
(обслуживания): Совокупность операций, включающая проведение измерений, испытаний,
оценки одной или нескольких характеристик услуги (обслуживания) и сравнения
полученных результатов с установленными требованиями.
36 система качества услуг: Совокупность организационной
структуры, ответственности, процедур, процессов и ресурсов, обеспечивающая
осуществление общего руководства качеством услуг.
Аккредитация органа по
сертификации услуг
|
24
|
Время исполнения услуги
|
12
|
Время обслуживания
|
11
|
Группа однородных услуг
|
16
|
Документ на услугу
технический
|
18
|
Заказ на услугу
|
10
|
Знак соответствия
|
29
|
Исполнитель
|
6
|
Качество обслуживания
|
31
|
Качество услуги
|
30
|
Контроль качества услуги
(обслуживания)
|
35
|
Обслуживание
|
5
|
Объект сертификации в сфере
услуг
|
26
|
Объект стандартизации
|
15
|
Описание на услугу
техническое
|
20
|
Орган по сертификации услуг
|
23
|
Показатель качества услуги
(обслуживания)
|
33
|
Потребитель
|
7
|
Правила обслуживания
|
13
|
Предоставление услуги
|
8
|
Процесс исполнения услуги
технологический
|
9
|
Регламент на услугу
технологический
|
19
|
Свойство услуги
(обслуживания)
|
32
|
Сертификация услуг
|
25
|
Система качества услуг
|
36
|
Система сертификации услуг
|
21
|
Система сертификации группы
однородных услуг
|
22
|
Стандарт на услугу
|
17
|
Сфера обслуживания
населения
|
4
|
Уровень качества услуги
(обслуживания)
|
34
|
Условия обслуживания
|
14
|
Услуга
|
1
|
Услуга материальная
|
2
|
Услуга нематериальная
|
3
|
Услуга сертифицированная
|
28
|
Услуга сертифицируемая
|
27
|
Ключевые слова: общественное питание, термины
и определения