ГОСТ Р
22.1.01-95
Государственный
стандарт Российской Федерации
Безопасность
в чрезвычайных
ситуациях
Мониторинг и
прогнозирование
Основные
положения
Предисловие
1. Разработан
Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации
(ВНИИстандарт) Госстандарта России, доработан с участием рабочей
группы специалистов Технического комитета по стандартизации ТК 71
"Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных
ситуаций"
Внесен
Техническим комитетом по стандартизации ТК 71 "Гражданская
оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций"
2. Принят и
введен в действие Постановлением Госстандарта России от 2 ноября 1995
г. № 560
3. Введен
впервые
Содержание
1. Область
применения
2. Нормативные
ссылки
3. Определения и
сокращения
4. Основные
положения по составу системы мониторинга и прогнозирования ЧС
5. Требования к
нормативному обеспечению
6. Требования к
метрологическому обеспечению
ГОСТ Р
22.1.01-95
Государственный
стандарт Российской Федерации
Безопасность
в чрезвычайных ситуациях
Мониторинг и
прогнозирование
Основные
положения
Safety in emergencies.
Monitoring and forecasting.
Basic principles
Дата введения
1997–01–01
1. Область
применения
Настоящий
стандарт устанавливает основные положения по составу системы
мониторинга состояния окружающей среды (далее –
мониторинг) и прогнозирования чрезвычайных ситуаций (ЧС), требования
к нормативному и метрологическому обеспечению этой системы.
Положения
стандарта подлежат применению органами управления федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в
полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и
территорий (акваторий) от ЧС.
2.
Нормативные ссылки
В настоящем
стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р
22.0.02-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и
определения основных понятий
ГОСТ Р
22.0.03-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные
чрезвычайные ситуации. Термины и определения
ГОСТ Р
22.0.04-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Биолого-социальные
чрезвычайные ситуации. Термины и определения
ГОСТ Р 22.0.05-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения
ГОСТ Р 22.0.06-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Источники природных
чрезвычайных ситуаций. Поражающие факторы. Номенклатура параметров
поражающих воздействий
ГОСТ Р
22.1.02-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и
прогнозирование. Термины и определения
ГОСТ 28906-91
Системы обработки информации. Взаимосвязь открытых систем. Базовая
эталонная модель
3.
Определения и сокращения
3. 1. В
настоящем стандарте применяют следующие термины и определения:
3.1.1.
мониторинг окружающей среды –
по ГОСТ Р 22.1.02.
3.1.2.
прогнозирование чрезвычайных ситуаций; прогнозирование ЧС –
по ГОСТ Р 22.1.02.
3.1.3.
метрологическое обеспечение: Установление и применение научных и
организационных основ, технических средств, правил и норм,
необходимых для достижения единства и требуемой точности измерений.
4. Основные
положения по составу системы мониторинга и прогнозирования ЧС
4.1. Система
мониторинга и прогнозирования ЧС состоит из следующих основных
элементов:
– организационной
структуры;
– общей
модели системы, включая объекты мониторинга;
– комплекса
технических средств;
– моделей
ситуации (моделей развития ситуаций);
– методов
наблюдений, обработки данных, анализа ситуаций и прогнозирования;
– информационной
системы.
4.1.1. Общая
модель системы мониторинга отражает возможность развития следующих
ЧС:
– природных
чрезвычайных ситуаций, источником которых являются природные процессы
и явления, установленные ГОСТ Р 22.0.03 и ГОСТ Р 22.0.06;
– биолого-социальных
чрезвычайных ситуаций, установленных в ГОСТ Р 22.0.04;
– техногенных
чрезвычайных ситуаций, установленных в ГОСТ Р 22.0.05;
– чрезвычайных
ситуаций в результате применения современных средств поражения:
ядерного, бактериологического, химического оружия и других
специальных средств поражения.
4.1.2.
Организационная структура в общем случае включает в себя:
– орган
управления системы мониторинга соответствующего уровня (по 4.2);
– службу
наблюдения и контроля (совокупность постов, станций наблюдения и
контроля);
– службу
сбора и обработки информации и выработки рекомендаций по комплексу
мероприятий, направленных на предупреждение возникновения ЧС или
уменьшения их вредного воздействия на окружающую среду и человека;
– службу
технического обеспечения деятельности системы.
4.1.3. Комплекс
технических средств должен удовлетворять целям наблюдения и контроля:
– обеспечивать
осуществление измерения требуемых параметров;
– обладать
необходимой для оценки состояния окружающей среды точностью,
достоверностью, оперативностью, уровнем автоматизации ( в
соответствии с моделью ЧС).
4.1.4. Модели ЧС
(модели развития ситуаций) должны содержать:
– общее
описание ситуаций в зависимости от процесса его проявления;
– комплекс
характеристик, входных измеряемых параметров состояния окружающей
среды, позволяющих идентифицировать ситуацию в целом и отдельные
этапы ее развития;
– критерии
принятия решений.
Примечание –
При наличии взаимосвязанных источников ЧС модель должна содержать
также перечень источников ЧС и механизм их взаимодействия.
4.1.5. Методы
наблюдения и контроля должны содержать:
– описание
наблюдаемых процессов, явлений и перечень наблюдаемых параметров;
– значения
наблюдаемых параметров, принятых в качестве нормальных, допустимых и
критических;
– режим
наблюдений- непрерывный или периодический;
– точность
измерений наблюдаемых параметров;
– правила
(алгоритм) обработки результатов наблюдений и форму их представления.
4.1.6. Методы
прогнозирования ЧС включают:
– описание
прогнозируемых процессов, явлений;
– перечень
исходных данных для прогнозирования;
– правила
оценки репрезентативности исходных данных;
– алгоритм
прогноза (включая оценку достоверности результатов) и требования к
программному и техническому обеспечению;
– перечень
выходных данных.
4.1.7.
Информационная система мониторинга представляет собой распределенную
автоматизированную систему оперативного обмена информацией и содержит
сеть центров коммутации и абонентских пунктов, обеспечивающую обмен
данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и рассылку
информации.
Система должна
строиться в соответствии с базовой эталонной моделью взаимодействия
открытых систем по ГОСТ 28906 и иметь унифицированный интерфейс для
связи с различными прикладными задачами.
Система должна
обеспечивать безопасность и конфиденциальность информации, а также
свободный доступ абонентам.
Информационная
система мониторинга должна иметь организационное, программное,
техническое, математическое, методическое, лингвистическое,
метрологическое и правовое обеспечение.
4.2. В
зависимости от масштаба ЧС, установленного в ГОСТ Р 22.0.02,
различают пять уровней (ступеней) мониторинга:
– глобальный;
– национальный;
– региональный;
– местный;
– локальный.
Каждый
нижеследующий уровень мониторинга входит составной частью в
вышеперечисленный уровень.
5. Требования
к нормативному обеспечению
5.1. Нормативное
обеспечение мониторинга окружающей среды и прогнозирования ЧС
включает:
– законодательные
акты;
– нормативные
документы по стандартизации: государственные и межгосударственные
стандарты;
– нормативные
документы, положения и правила, утверждаемые уполномоченным органом
государственного управления.
5.2. Объектами
нормативного обеспечения являются элементы системы
мониторинга и прогнозирования ЧС, установленные в разделе 3.
5.3. В состав
комплекса нормативных документов мониторинга включают документы,
действие которых распространяется на аналогичные объекты в других
областях деятельности, а также специально разрабатываемые документы.
Специальные документы разрабатывают при отсутствии нормативных
документов на аналогичные объекты или при необходимости установить
специфические требования.
6. Требования
к метрологическому обеспечению
6.1.
Метрологическое обеспечение мониторинга и прогнозирования ЧС
осуществляется в целях получения результатов измерений и контроля,
использование которых исключает или сводит к допустимому уровню риск
принять неправильное решение или получить неверный управляющий сигнал
в системах управления.
6.2.
Метрологическое обеспечение мониторинга и прогнозирования ЧС
должно быть основано на положениях Закона Российской Федерации "Об
обеспечении единства измерений", законодательных актах,
стандартах и других нормативных документах Государственной системы
обеспечения единства измерений.
6.3.
Номенклатура измеряемых величин должна обеспечить оценку и анализ
параметров, полно и адекватно отражающих развитие процессов и
явлений, их прогноз, и устанавливать на основе создания моделей
ситуации (моделей развития ситуации).
6.4. Требования
к точности изменений устанавливают, исходя из необходимости
исключения или снижения до допустимого уровня риска принять
неправильное решение о развитии ситуации и на основе значений
параметров, принятых в качестве нормальных (фоновых), допустимых и
критических.
Ключевые слова:
безопасность, чрезвычайная ситуация, мониторинг,
прогнозирование, система мониторинга и прогнозирования, уровни
мониторинга, основные
элементы системы мониторинга, модель системы мониторинга, модели
ситуаций, методы наблюдения и контроля, методы прогнозирования,
информационная система мониторинга, нормативное обеспечение
мониторинга и прогнозирования, метрологическое
обеспечение мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций
|