ГОСТ Р
22.8.01-96
Группа
Т58
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Безопасность в
чрезвычайных ситуациях
ЛИКВИДАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЙ
Общие
требования
Safety in
emergencies. Elimination оf emergencies. General requirements
ОКС
13.020*
ОКСТУ 0022
_______________
* В
указателе "Национальные стандарты"
2010 год ОКС 13.200. -
Примечание
изготовителя базы данных.
Дата
введения 1998-01-01
Предисловие
1
РАЗРАБОТАН Всероссийским
научно-исследовательским институтом
по проблемам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий (ВНИИ
ГОЧС) при участии группы специалистов
Технического комитета по стандартизации
ТК 71 "Гражданская оборона, предупреждение
и ликвидация чрезвычайных ситуаций"
ВНЕСЕН
Техническим комитетом по стандартизации
ТК 71 "Гражданская оборона, предупреждение
и ликвидация чрезвычайных ситуаций"
2
ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением
Госстандарта России от 28 ноября 1996 г. N
654
3
Стандарт разработан в обеспечение
реализации Законов Российской Федерации
"О защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера", "Об
аварийно-спасательных службах и статусе
спасателей", "О пожарной безопасности"
4
ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
5
ИЗДАНИЕ (ноябрь 2000 г.) с Изменением N 1,
принятым в мае 2000 г. (ИУС 8-2000)
1
Область применения
Настоящий
стандарт устанавливает общие требования
к ликвидации природных, техногенных,
биолого-социальных и военных чрезвычайных
ситуаций (ЧС).
Положения
настоящего стандарта применяются
федеральными органами исполнительной
власти, органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления и организациями,
в полномочия которых входит решение
вопросов защиты населения и территорий
от ЧС.
Настоящий
стандарт применяется совместно с ГОСТ
22.2.04/ГОСТ Р 22.2.04, ГОСТ 22.2.05/ГОСТ Р
22.2.05, ГОСТ 22.3.01/ГОСТ Р 22.3.01, ГОСТ Р
22.3.02, ГОСТ 22.3.03/ГОСТ Р 22.3.03, ГОСТ 22.6.01/ГОСТ
Р 22.6.01, ГОСТ 22.9.02/ГОСТ Р 22.9.02, ГОСТ
22.9.04/ГОСТ Р 22.9.04.
2
Нормативные ссылки
В
настоящем стандарте использованы ссылки
на следующие стандарты:
ГОСТ
Р 22.0.02-94 Безопасность в чрезвычайных
ситуациях. Термины и определения основных
понятий
ГОСТ
22.0.03-97/ГОСТ Р 22.0.03-95 Безопасность в
чрезвычайных ситуациях. Природные
чрезвычайные ситуации. Термины и
определения
ГОСТ
22.0.04-97/ГОСТ Р 22.0.04-95 Безопасность в
чрезвычайных ситуациях. Биолого-социальные
чрезвычайные ситуации. Термины и
определения
ГОСТ
22.0.05-97/ГОСТ Р 22.0.05-94 Безопасность в
чрезвычайных ситуациях. Техногенные
чрезвычайные ситуации. Термины и
определения
ГОСТ
22.2.04-97/ГОСТ Р 22.2.04-94 Безопасность в
чрезвычайных ситуациях. Техногенные
аварии и катастрофы. Метрологическое
обеспечение контроля состояния сложных
технических систем. Основные положения
и правила
ГОСТ
22.2.05-97/ГОСТ Р 22.2.05-94 Безопасность в
чрезвычайных ситуациях. Техногенные
аварии и катастрофы. Нормируемые
метрологические и точностные характеристики
средств контроля и испытаний в составе
сложных технических систем. Формы и
процедуры их метрологического
обслуживания. Основные положения и
правила
ГОСТ
22.3.01-97/ГОСТ Р 22.3.01-94 Безопасность в
чрезвычайных ситуациях. Жизнеобеспечение
населения в чрезвычайных ситуациях.
Общие требования
ГОСТ
Р 22.3.02-94 Безопасность в чрезвычайных
ситуациях. Лечебно-эвакуационное
обеспечение населения. Общие требования
ГОСТ
22.3.03-97/ГОСТ Р 22.3.03-94 Безопасность в
чрезвычайных ситуациях. Защита населения.
Основные положения
ГОСТ
22.6.01-97/ГОСТ Р 22.6.01-95 Безопасность в
чрезвычайных ситуациях. Защита систем
хозяйственно-питьевого водоснабжения.
Общие требования
ГОСТ
22.9.02-97/ГОСТ Р 22.9.02-95 Безопасность в
чрезвычайных ситуациях. Режимы
деятельности спасателей, использующих
средства индивидуальной защиты при
ликвидации последствий аварий на
химически опасных объектах. Общие
требования
ГОСТ
22.9.04-97/ГОСТ Р 22.9.04-95 Безопасность в
чрезвычайных ситуациях. Средства поиска
людей в завалах. Общие технические
требования
3
Определения
3.1
В настоящем стандарте применяют следующие
термины с соответствующими определениями.
3.1.1
биологическая разведка в зоне ЧС:
Сбор и передача данных о биологической
обстановке в зоне ЧС.
3.1.2
инженерная разведка в зоне ЧС: Сбор
и передача данных об инженерной обстановке
в зоне ЧС.
3.1.3
медицинская разведка в зоне ЧС: Сбор
и передача данных о медицинской обстановке
в зоне ЧС.
3.1.4
радиационная разведка в зоне ЧС:
Сбор и передача данных о радиационной
обстановке в зоне ЧС.
3.1.5
химическая разведка в зоне ЧС: Сбор
и передача данных о химической обстановке
в зоне ЧС.
3.1.6
санитарно-эпидемиологическая разведка
в зоне ЧС: Сбор и передача данных о
санитарно-эпидемиологической обстановке
в зоне ЧС.
3.1.7
пожарная разведка в зоне ЧС: Сбор и
передача данных о пожарной обстановке
в зоне ЧС.
3.1.8
санитарно-эпидемиологические
мероприятия в зоне ЧС: поддержание
санитарного состояния в зоне ЧС,
проведение контроля за состоянием
территории, в том числе систем
водоснабжения, канализации, запасов
продовольствия, канализирования объектов
с применением средств экстренной
профилактики, а также проведение в зоне
ЧС работ по дезинфекции, детоксикации,
дератизации и дезинсекции с целью
предупреждения или ограничения
возможности появления и распространения
эпидемий и эпизоотий.
3.1.9
дезинфекция: Процесс уничтожения
или удаления возбудителей инфекционных
болезней человека и животных во внешней
среде физическими, химическими и
биологическими методами.
3.1.10
детоксикация: Разрушение во внешней
среде токсинов, представляющих собой
соединения бактериального, растительного
и животного происхождения.
3.1.11
дератизация: Профилактические и
истребительные мероприятия по уничтожению
грызунов с целью предотвращения разноса
инфекционных заболеваний или экономического
ущерба от них.
3.1.12
дезинсекция: Процесс уничтожения
вредных насекомых, сельскохозяйственных
вредителей, осуществляемый физическими,
химическими и биологическими методами.
3.1.13
Остальные термины - по ГОСТ Р 22.0.02, ГОСТ
22.0.03/ГОСТ Р 22.0.03, ГОСТ 22.0.04/ГОСТ Р
22.0.04, ГОСТ 22.0.05/ГОСТ Р 22.0.05.
4
Общие положения
4.1
Ликвидацию ЧС проводят с целью спасения
жизни и сохранения жизни и здоровья
людей, снижения размеров ущерба окружающей
природной среде и материальных потерь,
а также локализации зоны ЧС, прекращения
действия характерных для них опасных
факторов.
4.2
Ликвидация ЧС включает следующие
основные мероприятия:
-
разведку с целью выявления вида ЧС,
обнаружения источников опасности,
определения масштаба и границы зоны
ЧС, непрерывное наблюдение и контроль
за изменением обстановки в зоне ЧС;
-
анализ данных разведки, наблюдение,
контроль и оценку обстановки в зоне ЧС;
-
принятие решения на проведение
аварийно-спасательных работ и других
неотложных работ;
-
проведение аварийно-спасательных и
других неотложных работ;
-
обеспечение процесса ликвидации ЧС;
-
жизнеобеспечение населения и сил
ликвидации ЧС.
(Измененная
редакция, Изм. N 1).
5
Общие требования
5.1
Разведка в зоне ЧС
5.1.1
Основными видами разведки являются:
-
биологическая;
-
инженерная;
-
медицинская;
-
радиационная;
-
санитарно-эпидемиологическая;
-
химическая;
-
пожарная.
5.1.2
Общие требования к разведке, наблюдению
и контролю:
-
непрерывность;
-
своевременность;
-
полнота и достоверность данных.
5.1.3
Биологическая разведка должна:
-
определить масштабы и границы зон
заражения;
-
выявить источники, определить вид и
характер заражения;
-
вести постоянное наблюдение и контроль
за изменением обстановки.
5.1.4
Инженерная разведка должна:
-
определить состояние наземных транспортных
систем, проходимость местности на
маршрутах движения сил ликвидации ЧС;
-
определить места, границы и характер
разрушений, завалов, затоплений,
образовавшихся в зоне ЧС;
-
определить состояние коммунально-энергетических
систем в зоне ЧС;
-
установить наличие потенциальных
источников вторичных поражающих факторов
в зоне ЧС;
-
установить нахождение пострадавших.
5.1.5
Медицинская разведка должна:
-
выявить пораженных, их численность и
состояние;
-
наметить пути выноса пораженных и
маршруты их эвакуации;
-
определить районы развертывания
медицинских пунктов, места для сбора и
погрузки пораженных на транспорт для
эвакуации в лечебные учреждения вне
зоны ЧС.
5.1.6
Радиационная разведка должна:
-
выявить источники радиоактивного
загрязнения;
-
определить характер, степень и масштабы
радиоактивного загрязнения местности,
воды, воздуха, объектов, техники и людей
в зоне ЧС;
-
определить направления и районы с
наименьшими уровнями радиации;
-
вести постоянное наблюдение и контроль
за изменением радиационной обстановки;
-
предоставить необходимые данные для
введения режимов радиационной защиты
населения и сил ликвидации ЧС.
5.1.7
Санитарно-эпидемиологическая разведка
должна:
-
определить санитарно-эпидемиологическое
состояние зоны ЧС, в том числе районов
эвакуированного населения и расположения
сил ликвидации ЧС;
-
предоставить необходимые данные для
введения системы режимно-ограничительных
мероприятий (обсервации и карантина);
-
вести постоянное наблюдение и контроль
за изменением санитарно-эпидемиологической
обстановки в зоне ЧС.
5.1.8
Химическая разведка должна:
-
выявить источники химического загрязнения;
-
определить вид опасного химического
вещества, характер и масштабы заражения
местности, воды, воздуха, объектов,
техники и людей в зоне ЧС;
-
определить обходы участков химического
заражения;
-
предоставить необходимые данные для
обеспечения мер химической безопасности;
-
вести постоянное наблюдение и контроль
за изменением химической обстановки в
зоне ЧС.
5.1.9
Пожарная разведка должна:
-
определить виды, параметры и границы
очагов пожара, скорость и направление
распространения огня в очагах пожаров;
-
оценить степень загазованности и
задымления в очагах пожаров;
-
определить пожарную обстановку на
маршрутах движения сил ликвидации ЧС;
-
выявить потенциально-опасные объекты,
находящиеся под угрозой взрыва в связи
с близостью к очагам пожаров;
-
определить состояние систем противопожарного
водоснабжения.
5.2
Аварийно-спасательные и другие
неотложные работы в зоне ЧС
5.2.1
Аварийно-спасательные работы в зоне ЧС
проводят с целью спасения людей и
устранения угрозы их жизни и здоровью.
К
аварийно-спасательным работам относят:
-
поисково-спасательные работы;
-
горно-спасательные работы;
-
противофонтанные работы;
-
работы, связанные с тушением пожаров;
-
-
работы по ликвидации медико-санитарных
последствий возникновения источников
ЧС.
5.2.2
Неотложные работы при ликвидации ЧС
проводят с целью всестороннего обеспечения
аварийно-спасательных работ, оказания
населению, пострадавшему в чрезвычайных
ситуациях, медицинской и других видов
помощи, созданию условий, минимально
необходимых для сохранения жизни и
здоровья людей, поддержания их
работоспособности.
5.2.3
Аварийно-восстановительные работы в
зоне ЧС проводят с целью локализации
отдельных очагов повышенной опасности,
устранения аварий и повреждений на
сетях и линиях коммунальных и
производственных коммуникаций, созданию
минимально необходимых условий для
жизнеобеспечения населения, а также по
санитарной очистке и обеззараживанию
территории.
5.2,
5.2.1-5.2.3 (Измененная редакция, Изм. N 1).
5.2.4
Аварийно-спасательные и
аварийно-восстановительные работы в
зоне ЧС предусматривают:
-
разведку в интересах проведения указанных
работ;
-
инженерное обеспечение ввода и движения
сил ликвидации в зоне ЧС;
-
локализацию и ликвидацию различных
очагов повышенной опасности;
-
поиск, спасание, оказание первой
медицинской помощи и эвакуацию
пострадавших;
-
создание минимально необходимых условий
для жизнеобеспечения населения в
соответствии с ГОСТ 22.3.01/ГОСТ Р 22.3.01;
-
обеспечение безопасности населения и
сил ликвидации в зоне ЧС;
-
мероприятия по охране окружающей среды
при ликвидации ЧС.
5.2.5
Экстренную медицинскую помощь в зоне
ЧС проводят с целью сохранения жизни и
здоровья пораженных и предупреждения
различных осложнений их состояния.
Экстренная
медицинская помощь включает в себя
комплекс лечебно-диагностических,
лечебных, лечебно-эвакуационных и
санитарно-эпидемиологических мероприятий.
Лечебно-диагностические
и лечебные мероприятия предусматривают:
-
проведение биологической и медицинской
разведок;
-
определение состояния пораженных, их
диагностирование и сортировку;
-
оказание пораженным первой медицинской
помощи;
-
оказание пораженным первой врачебной
помощи;
-
оказание пораженным квалифицированной
и специализированной медицинской
помощи;
-
создание условий для последующего
успешного лечения и реабилитации
пораженных и больных в зоне ЧС или в
стационарных лечебных учреждениях вне
ее;
-
лечебно-эвакуационные мероприятия - по
ГОСТ Р 22.3.02.
5.2.6
Санитарно-эпидемиологические мероприятия
предусматривают:
-
проведение санитарно-эпидемиологической
разведки;
-
установление характера инфекционной
патологии;
-
активное раннее выявление инфекционных
больных, их изоляцию и эвакуацию в
инфекционные больницы из зоны ЧС;
-
предупреждение заноса инфекционных
заболеваний в зону ЧС;
-
выявление лиц, подвергшихся риску
заражения, медицинское наблюдение за
ними;
-
соблюдение мер, снижающих возможность
рассеивания инфекции, предупреждения
выноса инфекционных болезней из зоны
ЧС;
-
введение, при необходимости, системы
режимно-ограничительных мероприятий
(обсервации, карантина);
-
проведение дезинфекции, дезинсекции,
дератизации, детоксикации в зоне ЧС;
-
осуществление экстренной неспецифической
и специфической профилактики инфекционных
заболеваний по эпидемиологическим
показаниям;
-
проведение санитарно-разъяснительной
работы среди населения в зоне ЧС по
предупреждению инфекционных заболеваний.
5.2.7
Охрана общественного порядка в зоне
ЧС.
Охрану
общественного порядка в зоне ЧС проводят
с целью организации и регулирования
движения транспортных средств, соблюдения
установленного режима, а также воспрещения
противоправных действий в зоне ЧС.
Мероприятия
по охране общественного порядка
предусматривают:
-
организацию регулирования, обеспечение
безопасности дорожного движения всех
видов транспорта и техники в зоне ЧС,
контроль за ее использованием;
-
контроль за соблюдением установленного
режима в зоне ЧС;
-
пресечение массовых беспорядков,
воровства и мародерства, распространения
ложных слухов;
-
охрану материальных ценностей любых
форм собственности и личного имущества
населения;
-
учет и передачу в соответствующие органы
обнаруженных в зоне ЧС материальных
ценностей;
-
учет эвакуированного населения,
пострадавших, погибших, опознание
трупов.
5.3
Жизнеобеспечение населения в ЧС - по
ГОСТ 22.3.01/ГОСТ Р 22.3.01.
5.4
Обеспечение процесса ликвидации ЧС
5.4.1
Обеспечение процесса ликвидации ЧС
проводится с целью бесперебойного
удовлетворения потребностей сил и
населения при ликвидации ЧС, создания
благоприятных условий для успешного
выполнения мероприятий по ликвидации
ЧС.
5.4.2
Основными видами обеспечения являются:
-
инженерное;
-
медицинское;
-
противопожарное;
-
радиационное и химическое;
-
транспортное;
-
дорожное;
-
материальное;
-
техническое;
-
финансовое;
-
метрологическое;
-
гидрометеорологическое.
5.4.3
Требования к обеспечению:
-
высокая готовность;
-
надежность;
-
гибкость.
5.4.4
Инженерное обеспечение организуется
в целях создания благоприятной инженерной
обстановки для проведения мероприятий
по защите населения и ликвидации ЧС.
5.4.5
Медицинское обеспечение организуется
в целях своевременного оказания
медико-санитарной помощи пострадавшим,
эвакуации, лечения их и восстановления
работоспособности и здоровья личного
состава сил ликвидации ЧС, проведения
комплекса медицинских мероприятий по
ликвидации ЧС.
5.4.6
Противопожарное обеспечение организуется
в целях создания условий для выполнения
задач по ликвидации ЧС, сопровождающихся
пожарами.
5.4.7
Радиационное и химическое обеспечение
организуется в целях создания условий
для выполнения задач по ликвидации ЧС,
с радиационным и химическим заражением
и заражением объектов внешней среды,
снижения его воздействия на личный
состав сил и население.
5.4.8
Транспортное обеспечение организуется
в целях обеспечения беспрепятственного
маневра силами и средствами ликвидации
ЧС, своевременного подвоза необходимых
материально-технических средств,
эвакуации пострадавших и населения.
5.4.9
Материальное обеспечение организуется
в целях снабжения материальными
средствами, необходимыми для ликвидации
ЧС, жизнеобеспечения сил и населения.
5.4.10
Техническое обеспечение организуется
в целях поддержания в работоспособном
состоянии всех видов транспорта,
инженерной и другой специальной техники,
используемой при ликвидации ЧС.
5.4.11
Финансовое обеспечение организуется
в целях рационального и целенаправленного
распределения финансовых средств для
оплаты расходов на мероприятия по
ликвидации ЧС.
5.4.12
Метрологическое обеспечение организуется
в целях поддержания в постоянной
готовности техники, различных видов
аппаратуры и приборов, используемых
при ликвидации ЧС.
5.4.13
Гидрометеорологическое обеспечение
организуется в целях всесторонней
оценки элементов погоды, своевременного
выявления опасных метеорологических
и гидрологических процессов, оценки их
возможного влияния на действия сил и
проведение мероприятий по защите
населения при ликвидации ЧС.
5.5
Организация и руководство ликвидацией
ЧС
5.5.1
Привлечение аварийно-спасательных
служб и аварийно-спасательных формирований
к ликвидации ЧС осуществляется:
- в
соответствии с планом предупреждения
и ликвидации ЧС на обслуживаемых ими
объектах и территориях;
- в
соответствии с планом взаимодействия
при ликвидации ЧС на других объектах и
территориях;
-
установленным порядком действий при
возникновении и развитии ЧС;
-
по решению уполномоченных на то
должностных лиц в соответствии с
законодательными актами и субъектов
Российской Федерации.
5.5.2
Руководство всеми силами и средствами,
привлекаемыми к ликвидации ЧС, и
организацию их взаимодействия осуществляют
руководители работ. Их решения,
направленные на ликвидацию ЧС, являются
обязательными для всех граждан и
организаций, находящихся в зоне ЧС, если
иное не предусмотрено законодательством
Российской Федерации.
5.5.3
Руководители работ по ликвидации ЧС
вправе самостоятельно принимать решения:
- о
проведении эвакуационных мероприятий;
-
об остановке деятельности организаций,
находящихся в зоне ЧС;
- о
проведении аварийно-спасательных работ
на объектах и территориях организаций,
находящихся в зоне ЧС;
-
об ограничении доступа людей в зону ЧС.
-
Электронный
текст документа
подготовлен
ЗАО "Кодекс" и сверен по:
официальное
издание
М.: ИПК Издательство
стандартов, 2000
|