ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
|
|
НАЦИОНАЛЬНЫЙ стандарт РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
|
ГОСТ Р 52888-
2007
|
СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ
Социальные услуги детям
|
Москва
Стандартинформ
2008
|
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ
«О техническом регулировании», а правила применения национальных
стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»
Сведения о стандарте
1. РАЗРАБОТАН
Федеральным государственным унитарным предприятием «Российский
научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке
соответствия» (ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»)
2. ВНЕСЕН Техническим
комитетом по стандартизации ТК 406 «Социальное обслуживание населения»
3. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В
ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и
метрологии от 27 декабря 2007
г. № 566-ст
4. В настоящем стандарте реализованы нормы федеральных
законов Российской Федерации:
- от 24
июля 1994 г.
№ 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- от 10
декабря 1995 г.
№ 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской
Федерации»;
- от 24
июня 1999 г.
№ 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних»;
- от 27
декабря 2002 г.
№ 184-ФЗ «О техническом
регулировании»
5. Настоящий стандарт
разработан по заказу Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации
6. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется
в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а
текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях
«Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего
стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно
издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая
информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе
общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по
техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
Содержание
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СОЦИАЛЬНОЕ
ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ
Социальные услуги
детям
Social services of the population. Social services
to children
|
Дата введения - 2009-01-01
Настоящий стандарт распространяется на социальные услуги, предоставляемые детям государственными и иных форм собственности учреждениями социального обслуживания (далее - учреждения), а также гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью в области
социального обслуживания населения без статуса юридического лица.
Настоящий стандарт устанавливает состав, объемы и формы предоставления всего комплекса
Социальных услуг детям следующих групп, оказавшимся в трудной жизненной ситуации:
-
детям-сиротам, безнадзорным, беспризорным;
-
детям, оставшимся без попечения родителей или нуждающимся в жизненном устройстве в связи
с отменой или признанием недействительности усыновления или опеки;
-
детям, подвергшимся физическому или психическому насилию по месту жительства или учебы;
-
детям с ограниченными возможностями;
-
детям, проживающим с родителями, временно неспособными заботиться о детях из-за болезни, нетрудоспособности, привлечения к судебной ответственности, длительных командировок, или с родителями, пренебрегающими родительскими обязанностями;
-
самостоятельно проживающим выпускникам детских домов, специализированных учреждений
социального обслуживания для несовершеннолетних и школ-интернатов;
-
детям семей беженцев и вынужденных переселенцев;
-
детям, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
-
детям, подвергнувшимся воздействию радиации в результате радиационных аварий;
-
детям, оказавшимся в экстремальных условиях;
-
детям, проживающим в малоимущих семьях и в семьях, находящихся в социально опасном положении;
-
детям, заблудившимся или подкинутым;
-
детям - жертвам вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных
катастроф, стихийных бедствий;
-
детям, отказывающимся жить в семье или в образовательных учреждениях для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей*.
Учреждения социального обслуживания детей в соответствии с Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности при определении в своих Положениях и в других документах, в
соответствии с которыми функционируют учреждения, объемов и форм предоставляемых ими социальных услуг детям должны выполнять требования настоящего стандарта.
*Социальные услуги детям-инвалидам предоставляют по ГОСТ Р «Социальное обслуживание населения. Социальные услуги инвалидам» (проект ГОСТ Р готовится к утверждению).
В настоящем
стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ
Р 52143-2003 Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных
услуг
ГОСТ Р
52495-2005 Социальное обслуживание населения. Термины и определения
ГОСТ
Р 52498-2005 Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений
социального обслуживания
Примечание - При
пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных
стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте
Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети
Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные
стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по
соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным
в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании
настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным)
стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором
дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем
стандарте применены термины по ГОСТ Р 52495.
Настоящий стандарт
разработан в соответствии с положениями законов Российской Федерации (пункт
4 предисловия), ГОСТ
Р 52143 и ГОСТ
Р 52498.
4.1.1.
Социально-бытовые услуги детям всех групп предоставляют в следующих объемах и
формах:
а)
выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся
в социально опасном положении и нуждающихся в экстренной социальной помощи;
б)
обеспечение временного проживания детей в учреждениях социального обслуживания
с предоставлением полного государственного обеспечения, в том числе:
бесплатного питания, одежды, обуви и других предметов вещевого довольствия;
в)
разработка и реализация индивидуальных и групповых программ социальной и
комплексной реабилитации детей, обеспечивающих:
1)
выявление источников и причин социальной дезадаптации детей, их беспризорности
и безнадзорности;
2)
восстановление утраченных контактов и связей с семьей, внутри семьи;
3)
восстановление социального статуса детей в коллективе сверстников, по месту
учебы, работы;
4)
содействие детям (при необходимости) в получении временной или постоянной
работы, соответствующей их возможностям, интересам, потребностям, а также в
профессиональной ориентации и получении специальности;
5)
привлечение детей к деятельности разнообразных видов в учреждении и за его
пределами;
6)
решение (при содействии органов опеки и попечительства) вопросов жизненного
устройства детей;
г)
организация различных форм труда, отдыха и оздоровления детей в каникулярное
время и в учебное время с неполным учебным днем;
д)
содействие в обучении детей по школьной программе или по программам дошкольного
образования;
е)
формирование у детей навыков общения, здорового образа жизни, общежитейских
навыков и умений;
ж) обучение
детей правильному поведению в быту и общественных местах, самоконтролю и другим
формам общественной жизнедеятельности;
и)
подготовка к самостоятельной семейной жизни;
к) решение вопросов
возвращения в семью или учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, детей, самовольно ушедших из них, на основании
целесообразности такого возвращения;
л)
содействие в предоставлении жилья детям - выпускникам детских домов,
школ-интернатов и специализированных учреждений для несовершеннолетних;
м)
предоставление транспорта для перевозки детей в лечебные учреждения, на
обучение и для участия в культурных мероприятиях;
н)
социальный патронаж.
4.1.2.
Социально-бытовые услуги, предоставляемые детям отдельных групп в зависимости
от особенностей их социального положения, дополнительные к указанным в 4.1.
4.1.2.1.
Социально-бытовые услуги детям семей беженцев и вынужденных переселенцев:
а)
содействие в осуществлении по отношению к детям семей беженцев и вынужденных
переселенцев мер социальной поддержки в социально-бытовом обеспечении,
предусмотренных законодательством Российской Федерации;
б) оказание
помощи в организации (с участием органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации) размещения детей, прибывающих без родителей из зон
военных и межрегиональных конфликтов, в семьях, способных их принять (приемных
семьях);
в)
организация приема, размещения, отдыха, питания детей;
г) участие
в организации поиска родителей, родных и близких детей, прибывающих без
родителей.
4.1.2.2.
Социально-бытовые услуги детям, проживающим в районах Крайнего Севера и
приравненных к ним местностях:
а)
предоставление усиленного питания с добавкой в него витаминных препаратов для
повышения иммунитета детей;
б)
организация защиты детей от массового нападения кровососущих насекомых;
в)
обеспечение специальной одеждой для защиты детей от гнуса и клещей;
г)
организация летнего отдыха детей с выездом в районы с благоприятными
климатическими условиями;
д)
предоставление детям теплой одежды и обуви.
4.1.2.3.
Социально-бытовые услуги детям, подвергнувшимся воздействию радиации в
результате радиационных аварий:
а)
обеспечение детей, проживающих или ранее проживавших на радиоактивно
загрязненных территориях, питанием с лечебно-профилактическими свойствами
(обогащенным витаминами А, В, С);
б)
предоставление специализированного автотранспорта для оказания неотложной
помощи детям, проживающим в учреждениях социального обслуживания, находящихся в
отдаленных населенных пунктах территорий, загрязненных радионуклидами.
4.2.1.
Социально-медицинские услуги детям всех групп предоставляют в следующих объемах
и формах:
а) содействие
в получении социально-медицинских услуг, предусмотренных законодательством
Российской Федерации;
б)
систематическое наблюдение за состоянием здоровья;
в)
проведение медицинских процедур в соответствии с назначением лечащих врачей;
г)
санитарно-просветительская работа;
д)
проведение мероприятий, направленных на профилактику обострений хронических и
предупреждение инфекционных заболеваний;
е)
медико-социальное обследование безнадзорных и беспризорных детей при поступлении
в учреждения и проведение первичного медицинского осмотра и первичной
санитарной обработки, организация первой доврачебной помощи, направление при
наличии показаний на лечение в стационарное медицинское учреждение;
ж)
проведение в детских учреждениях лечебно-профилактической, противоэпидемической
работы, медико-психологическая реабилитация детей;
и)
индивидуальная работа, направленная на предупреждение появления вредных
привычек и избавление от них;
к)
выявление детей, страдающих ранней алкоголизацией и наркоманией, и оказание им
помощи;
л)
содействие в оказании специализированной помощи детям с ограниченными
возможностями, воспитываемым дома: осуществление лечебных оздоровительных
мероприятий для детей, направление их (при необходимости) в лечебные
учреждения, содействие в оформлении документов на освидетельствование
учреждениями медико-социальной экспертизы;
м) оказание
санитарно-гигиенической помощи самостоятельно проживающим подросткам -
выпускникам детских домов, школ-интернатов, специализированных учреждений для
несовершеннолетних, а также детям, проживающим с родителями, временно
неспособными заботиться о них или пренебрегающими родительскими обязанностями;
н)
содействие в обеспечении детей (согласно медицинским показаниям) лекарственными
средствами и изделиями медицинского назначения;
п)
содействие в предоставлении детям, нуждающимся в оздоровлении, соответствующих
услуг и направлении их на санаторно-курортное лечение;
р)
подготовка детей к сознательному и ответственному отцовству и материнству, их
гигиеническое и половое просвещение, профилактика венерических заболеваний и
СПИДа;
с)
проведение мероприятий, направленных на снятие стрессового состояния детей,
вызванного сложившейся жизненной ситуацией, выведение детей из состояния
посттравматического стресса с помощью медицинских учреждений и с привлечением
психологов и психотерапевтов;
т)
социально-медицинский патронаж детей.
4.2.2.
Социально-медицинские услуги детям отдельных групп в зависимости от
особенностей их социального положения, дополнительные к указанным в 4.2.
4.2.2.1.
Социально-медицинские услуги детям семей беженцев и вынужденных переселенцев:
а)
содействие в организации проведения профилактических мероприятий, позволяющих
снизить риск распространения инфекционных заболеваний среди детей;
б)
содействие в организации проведения углубленных медицинских осмотров
прибывающих детей, их бактериологическое обследование и обязательная
иммунизация;
в)
содействие организации медицинского обследования и необходимого лечения детей,
прибывающих без родителей, а также проведение в случае необходимости
судебно-медицинской экспертизы в целях установления их возраста;
г)
организация летнего отдыха и оздоровления особо нуждающихся детей семей
беженцев и вынужденных переселенцев;
д) оказание
помощи в организации и проведении профилактических прививок против туберкулеза,
полиомиелита, дифтерии, коклюша, столбняка, кори, паротита с учетом
прививочного статуса и возраста, результатов серологических исследований, а
также по эпидемиологическим показателям.
4.2.2.2.
Социально-медицинские услуги детям, проживающим в районах Крайнего Севера и
приравненных к ним местностях:
а)
содействие в профилактике и лечении хронических и социально обусловленных
заболеваний среди детей из северных регионов (туберкулеза, гельминтозов,
педикулеза и др.), а также алкоголизма, токсикомании;
б) оказание
помощи в обеспечении необходимых санитарно-гигиенических условий проживания и
питания детей;
в)
обеспечение детей высокоэффективными противопаразитарными лекарственными
препаратами, предназначенными для применения в северных регионах;
г)
организация проведения комплекса оздоровительных мероприятий среди детей в
очагах гельминтозов;
д)
организация оздоровления и санаторно-курортного лечения детей согласно
медицинским показаниям.
4.2.2.3.
Социально-медицинские услуги детям, подвергнувшимся воздействию радиации в
результате радиационных аварий:
а)
содействие в оказании высокотехнологичной медицинской помощи при установленной
причинной связи заболевания с воздействием радиации;
б)
содействие в проведении лечебно-профилактических мероприятий, направленных на
повышение адаптационно-компенсаторных реакций организма детей.
4.3.1. Социально-психологические
услуги детям всех групп предоставляют в следующих объемах и формах:
а)
проведение среди детей воспитательно-профилактической работы в целях устранения
различных психологических факторов и причин, обусловливающих отклонение в состоянии
их психического здоровья;
б)
распространение среди детей общих начальных психологических знаний;
в)
диагностическое обследование психофизического, интеллектуального и
эмоционального развития детей дошкольного возраста, изучение их склонностей и
способностей для определения степени готовности к школе;
г)
психолого-медико-педагогическое обследование социально дезадаптированных детей,
направленное на установление форм и степени дезадаптации, ее источников и
причин, а также на изучение состояния нервно-психического здоровья,
особенностей личностного развития и поведения детей;
д)
психодиагностика и обследование личности детей для выявления и анализа
психического состояния и индивидуальных особенностей каждого
несовершеннолетнего, определения степени отклонения в их поведении и
взаимоотношениях с окружающими людьми для разработки рекомендаций по коррекции
отклонений;
е)
психологическая коррекция, направленная на преодоление или ослабление искажений
в психическом развитии детей;
ж)
психотерапевтическая и психологическая помощь в установлении или восстановлении
утраченных контактов с семьей, возвращении детей к родителям или лицам, их
заменяющим, в восстановлении или установлении социального статуса в коллективе
сверстников, по месту учебы или работы;
и) психологические
тренинги, направленные на снятие у детей последствий психотравмирующих
ситуаций, нервно-психической напряженности, на выработку умений и навыков
социальной адаптации к создавшимся условиям проживания, предоставление
психологической помощи, отработку новых приемов и способов поведения;
к)
психопрофилактическая и психологическая работа, направленная на своевременное
предупреждение возможных нарушений в становлении и развитии детей;
л)
психологическое консультирование по налаживанию межличностных взаимоотношений
детей с близкими и другими значимыми для них людьми, по возможным путям решения
стоящих перед ними проблем;
м)
экстренная психологическая помощь детям по телефону;
н)
формирование у детей навыков общения, здорового образа жизни, общежитейских навыков
и умений;
п) обучение
детей правильному поведению в быту и общественных местах, самоконтролю и другим
формам общественной жизнедеятельности;
р)
подготовка детей к самостоятельной семейной жизни;
с)
психологическая и психотерапевтическая помощь детям по снятию стрессового
состояния, вызванного сложившейся жизненной ситуацией, с целью выведения детей
из состояния посттравматического стресса;
т)
социально-психологический патронаж детей, заключающийся в систематическом
наблюдении за ними для выявления ситуации психического дискомфорта, конфликтных
и других ситуаций, могущих усугубить их трудную жизненную ситуацию, и оказания
им необходимой в данный момент социально-психологической помощи.
4.3.2.
Социально-психологические услуги детям отдельных групп в зависимости от
особенностей их социального положения, дополнительные к указанным в 4.3.
4.3.2.1.
Социально-психологические услуги детям, подвергнувшимся воздействию радиации в
результате радиационных аварий:
а) оказание
психологической помощи детям в преодолении негативных последствий радиационных
аварий для повышения их социально-психологического самочувствия, устранения
тревоги и страха за будущее.
4.4.1.
Социально-педагогические услуги детям всех групп предоставляют в следующих
объемах и формах:
а)
психолого-педагогическое обследование детей, анализ их поведения, тестирование
под различные типы задач педагогической помощи;
б)
педагогическая помощь детям в социальной адаптации к изменяющимся
социально-экономическим условиям жизни;
в)
социально-педагогическая диагностика и обследование интеллектуального и
эмоционального развития детей дошкольного возраста, изучение их склонностей и
способностей для определения степени готовности к школьному обучению;
г)
содействие в организации обучения, определение оптимальной формы обучения;
д) обучение
навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, самоконтролю,
навыкам общения и другим формам общественной жизнедеятельности;
е)
содействие в восстановлении (при необходимости) нарушенных связей со школой, в
установлении позитивного отношения к учебной деятельности;
ж) оказание
педагогической помощи для восстановления статуса в коллективе сверстников, по
месту учебы или работы;
и)
коррекция педагогической запущенности детей;
к)
организация досуга (посещение театров, выставок, концертов, праздников,
соревнований), организация и проведение собственных концертов, выставок,
спортивных соревнований и других мероприятий;
л)
содействие в организации профобучения детей;
м)
консультирование детей по вопросам жизненного устройства и выбора профессии;
н) создание
условий для проведения педагогической работы по социальной реабилитации детей
(предоставление помещений для занятий, игр и их соответствующее оснащение);
п)
социально-педагогический патронаж.
4.4.2.
Социально-педагогические услуги детям отдельных групп в зависимости от
особенностей их социального положения, дополнительные к указанным в 4.4.
4.4.2.1.
Социально-педагогические услуги детям семей беженцев и вынужденных
переселенцев:
а)
содействие в создании условий для нормального обучения детей в местах компактного
проживания семей беженцев и вынужденных переселенцев;
б)
содействие в организации обучения детей по новым педагогическим технологиям
компенсирующего обучения;
в) создание
благоприятных условий для социально-культурной адаптации, эстетического воспитания
и развития творческих способностей детей к различным видам деятельности,
активно влияющей на их социализацию: игре, познанию, труду, общению;
г)
обеспечение участия детей в проведении передвижных выставок ремесел,
изобразительного и прикладного искусства детей в центрах временного размещения,
местах компактного поселения беженцев и вынужденных переселенцев;
д)
организация праздничных представлений и театрально-концертного обслуживания
детей в местах компактного поселения беженцев и вынужденных переселенцев.
4.4.2.2.
Социально-педагогические услуги детям, проживающим в районах Крайнего Севера и
приравненных к ним местностях:
а) создание
условий для нормального обучения и воспитания детей;
б)
обеспечение детей народов Севера учебными пособиями на их родных языках,
пособиями для начального профессионального образования по традиционным видам
хозяйствования;
в)
обеспечение детей книгами о Севере для внеклассного чтения с популярно
изложенными текстами энциклопедического характера;
г)
обеспечение участия детей в проведении передвижных выставок детских рисунков и
изделий традиционных видов декоративно-прикладного искусства, смотров и
конкурсов детских художественных коллективов;
д)
обеспечение участия детей в проведении соревнований по традиционным для северных
регионов видам спорта;
е) оказание
помощи в получении равных со сверстниками из других регионов возможностей
получения общего и начального профессионального образования независимо от
этнической принадлежности и степени транспортной доступности места проживания.
4.4.2.3.
Социально-педагогические услуги детям, подвергнувшимся воздействию радиации в
результате радиационных аварий:
а) оказание
педагогической помощи детям в преодолении трудностей в школьном образовании,
связанных с недостаточной работоспособностью и быстрой утомляемостью,
проявляющихся в снижении памяти, внимания и приводящих к неспособности обучения
традиционными методами.
4.5.1.
Социально-экономические услуги детям всех групп предоставляют в следующих объемах
и формах:
а)
содействие в оказании материальной помощи;
б)
обеспечение бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами;
в)
содействие в предоставлении временного помещения для проживания;
г)
содействие в решении вопросов трудоустройства детей;
д)
компенсация расходов, связанных с проездом к месту обучения, лечения,
консультаций;
е)
обеспечение детей при выписке из учреждений одеждой, обувью и денежным пособием
по утвержденным нормативам;
ж)
содействие в организации летнего отдыха и оздоровления;
и)
содействие (через органы опеки, попечительства и службы занятости) в получении
временной или постоянной работы, соответствующей их возможностям, интересам,
потребностям, а также в профессиональной ориентации и получении специальности;
к)
содействие в предоставлении жилья выпускникам детских домов, школ-интернатов и
специализированных учреждений социального обслуживания для несовершеннолетних,
обучение их основам домоводства (приготовление пищи, мелкий ремонт одежды, уход
за квартирой и т.д.);
л) консультирование
по вопросам самообеспечения;
м)
социально-экономический патронаж.
4.6.1.
Социально-правовые услуги детям всех групп предоставляют в следующих объемах и
формах:
а)
консультирование по вопросам, связанным с их правом на социальное обслуживание
в государственной и негосударственной системах социальных служб и защиту своих
интересов;
б) оказание
помощи в составлении и подаче жалоб на неправомерные действия (или бездействие)
социальных служб или работников этих служб, нарушающие или ущемляющие законные
права детей;
в) оказание
правовой помощи в защите и соблюдении прав детей на воспитание и заботу о них,
в том числе в случаях, угрожающих их жизни и здоровью;
г)
содействие в осуществлении установленных законодательством Российской Федерации
мер социальной поддержки детей;
д)
обеспечение представительствования в суде для защиты прав и интересов;
е)
содействие органам опеки и попечительства в подготовке документов на
усыновление, в устройстве детей в приемную семью, в детское учреждение
социального обслуживания;
ж)
содействие в получении бесплатной помощи адвоката в порядке, установленном
законодательством;
и) оказание
юридической помощи в оформлении документов на осуществление по отношению к
детям положенных им по законодательству мер социальной поддержки;
к) оказание
помощи ведомствам и учреждениям, занимающимся в пределах своей компетенции
вопросами жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, в оформлении документов, удостоверяющих личность детей, документов
для направления детей на временное пребывание в учреждения социального
обслуживания, а также оказание помощи в оформлении документов на усыновление и
другие формы семейного воспитания детей;
л) оказание
помощи ведомствам и учреждениям, занимающимся в пределах своей компетенции
вопросами жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, в оформлении документов на лишение родительских прав родителей,
подвергающих детей любым формам физического или психического насилия, помощи в
жизненном устройстве этих детей и привлечении к ответственности лиц, виновных в
насилии над детьми;
м) участие
совместно с заинтересованными ведомствами в решении дальнейшей судьбы детей,
нуждающихся в жизненном устройстве;
н)
консультирование по социально-правовым вопросам (семейное, жилищное, трудовое
законодательство, права детей);
п) оказание
правовой помощи при решении практических задач самостоятельно проживающим
выпускникам детских домов, школ-интернатов и специализированных учреждений для несовершеннолетних;
р) оказание
помощи в оформлении документов для направления детей, проживающих с родителями,
которые временно неспособны заботиться о них из-за болезни, нетрудоспособности,
привлечения к судебной ответственности, длительных командировок, в учреждения
социального обслуживания на временное пребывание;
с)
консультирование по социально-правовым вопросам;
т)
социально-правовой патронаж.
Ключевые слова: социальное обслуживание, социальные услуги, социальная служба, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей или нуждающиеся в жизненном устройстве, социальная
адаптация, социальная реабилитация, социально-бытовые услуги, социально-медицинские услуги, социально-психологические услуги, социально-педагогические услуги, социально-экономические услуги, социально-правовые услуги