ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
|
|
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
|
ГОСТ Р ИСО
6310-
2005
|
Транспорт
дорожный
НАКЛАДКИ
ТОРМОЗНЫЕ
Метод испытания на деформацию при сжатии
ISO 6310:2001
Road vehicles - Brake linings - Compressive strain test method
(IDT)
|
Москва
Стандартинформ
2006
|
Предисловие
Цели
и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным
законом от 27 декабря 2002 г.
№ 184-ФЗ
«О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов
Российской Федерации - ГОСТ Р
1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»
Сведения о
стандарте
1
ПОДГОТОВЛЕН Техническим комитетом
по стандартизации ТК 73 «Асбестовые и безасбестовые фрикционные,
уплотнительные, теплоизоляционные материалы и изделия», Открытым акционерным
обществом «Термостойкие изделия и инженерные разработки» (ОАО «ТИИР»)
2 ВНЕСЕН Управлением
технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по
техническому регулированию и метрологии
3
УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому
регулированию и метрологии от 29 декабря 2005
г. № 510-cт
4
Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 6310:2001 «Транспорт
дорожный. Накладки тормозные. Метод испытания на деформацию при сжатии» (ISO 6310:2001 «Road vehicles - Brake linings - Compressive strain test method»)
5 ВЗАМЕН ГОСТ
Р ИСО 6310-93
Информация об изменениях
к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном
указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных
указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены
настоящего стандарта соответствующее уведомление удет опубликовано в ежемесячно
издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая
информация, уведомления и тексты размещаются также в информационной системе
общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по
техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
Содержание
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Транспорт
дорожный
НАКЛАДКИ
ТОРМОЗНЫЕ
Метод испытания на
деформацию при сжатии
Road vehicles. Brake linings. Compressive strain test method
|
Дата введения - 2007-01-01
Настоящий стандарт
устанавливает метод испытания и измерения деформации тормозных накладок при
сжатии.
Стандарт распространяется
на накладки с колодками в сборе дисковых и барабанных тормозов и фрикционный
материал тормозных накладок без колодки.
В настоящем стандарте
использована нормативная ссылка на следующий международный стандарт:
ИСО 611:2003 Транспорт
дорожный. Торможение автомобилей и прицепов. Словарь *
* Соответствующий национальный
стандарт отсутствует. До его утверждения рекомендуется использовать перевод на
русский язык данного международного стандарта. Перевод данного международного
стандарта находится в Федеральном информационном фонде технических регламентов
и стандартов
В настоящем стандарте
применены термины по ИСО 611, а также следующий термин с соответствующим
определением:
3.1 деформация сжатия,
сжимаемость (compressive strain): Отношение уменьшения
толщины тормозной накладки под действием силы сжатия, приложенной
перпендикулярно к поверхности трения, и температуры к ее начальной толщине.
Обозначения и
соответствующие единицы измерения, используемые в настоящем стандарте,
приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Обозначения и единицы измерения
Обозначение
|
Наименование
|
Единица измерения
|
i
|
Испытуемый образец
|
-
|
x
|
Испытательная нагрузка1)
|
-
|
`di
|
Средняя толщина испытуемого
образца
|
мм
|
Ddi,x,tot
|
Общая деформация испытуемого
образца, измеренная на испытательном оборудовании при испытательной нагрузке
|
мкм
|
Dde,x
|
Собственная деформация
испытательного оборудования при испытательной нагрузке
|
мкм
|
Ddi,x
|
Чистая деформация испытуемого
образца при испытательной нагрузке (с учетом деформации испытательного
оборудования)
|
мкм
|
n
|
Количество испытуемых образцов
|
-
|
εi,x
|
Индивидуальная сжимаемость
испытуемого образца при испытательной нагрузке
|
-
|
`εx
|
Средняя сжимаемость n образцов при испытательной нагрузке
|
-
|
t1
|
Температура плиты для испытаний
в горячем состоянии
|
°C
|
t2
|
Максимальная температура
колодки при испытаниях в горячем состоянии
|
°С
|
|
1)
Испытательная нагрузка x - это постоянные значения: 1 МПа, 2 МПа, 4 МПа и 8
МПа - для накладок дискового тормоза и 1,5 МПа и 3 МПа - для накладок
барабанного тормоза.
|
Сущность метода
заключается в приложении к испытуемому образцу испытательной нагрузки по одной
из двух методик:
a) усилие для создания
давления на единицу площади (методика А, базовый метод испытаний) в
мегапаскалях;
b) давление,
эквивалентное значению давления в гидравлической магистрали тормозной системы
транспортного средства (методика В), в барах1).
Методику В обычно
используют для тормозных систем с гидравлическим приводом. Результаты испытаний
по методикам А и В не подлежат непосредственному сравнению.
1) 1 бар = 0,1 МПа =
105 Па; 1 МПа = 1 Н/мм2
Испытательное
оборудование должно состоять из:
a) плунжера (или
имитатора поршня) с механизмом, обеспечивающим равномерную нагрузку;
b) плиты, исключающей
возможность появления коррозии, деформирования и не вызывающей прилипание
материала;
c) нагружающего
устройства, обеспечивающего сжатие накладки между плунжером и плитой;
d) устройства для измерения
усилия сжатия между плитой и плунжером с точностью до 100 Н;
e) устройства для
измерений уменьшения толщины образца в контакте с плунжером вблизи его осевой
линии с точностью до 0,001
мм;
f) устройства для нагревания
плиты до установленных значений температуры (7.2);
д) микрометра.
Допускается использовать
дополнительное устройство для измерения температуры образца.
7.1
Нагрузка
Максимальная нагрузка
должна быть такой, чтобы создать прижимающую нагрузку накладки к плите на
поверхности трения: 8 МПа - для накладок дисковых тормозов и 5 МПа - для
накладок барабанных тормозов (методика А), или может быть приложена
нагрузка, соответствующая давлению в магистрали тормоза транспортного средства
до 160 бар (методика В).
Интенсивность увеличения
нагрузки должна быть (4,0 ± 0,5) МПа·с-1 для методики А или
(80 ± 10) бар·с-1 - для методики В.
7.2
Нагревательная плита
Для испытаний в горячем
состоянии температура плиты t1 на поверхности должна
составлять 400 °С (в отдельных случаях - ниже или выше).
При
испытании накладок дискового тормоза образец должен представлять собой накладку
с колодкой в сборе или часть накладки с колодкой в сборе, например в случае
накладок дискового тормоза для грузовых автомобилей. Образец накладки должен
быть согласован между заинтересованными сторонами, однако могут использоваться
образцы типа I или III (7.3.2 и 7.3.4).
Следующие пункты
устанавливают требования к нагружающему плунжеру для различных типов испытуемых
образцов.
7.3.2 Образец типа I (фрикционный материал без колодки)
Торцевая поверхность
плунжера должна быть плоской и его контур должен быть не меньше контура образца
(рисунок 1).
* Для накладок с колодками дискового тормоза
грузовых автомобилей допускаются образцы большего размера.
1 - нагрузка; 2 - плунжер; 3 - испытуемый образец; 4 - нагревательная плита
Рисунок
1 - Образец типа
I (фрикционный материал без колодки)
7.3.3
Образец типа II (накладка с колодкой в сборе дискового тормоза)
В нормальных условиях поверхность плунжера должна иметь ту
же форму (например сплошной или кольцевой поршень) и расположение, что и
реальная поверхность контакта поршня или поршней в тормозе, в котором устанавливается
накладка.
Учитывая, что существует много базовых конфигураций тормозов
(с неподвижным суппортом, с двумя поршнями и т.д.), для испытаний допускается
использовать один поршень.
При расчете в случае давления на единицу площади следует
использовать фактическую площадь фрикционного материала, контактирующего с
сопряженной поверхностью (рисунок 2).
1 - нагрузка; 2 - плунжер; 3 - испытуемый образец; 4 - нагревательная плита
Рисунок
2 - Образец типа
II (накладка с колодкой дискового тормоза в сборе)
7.3.4 Образец типа III (накладка с колодкой в сборе барабанного тормоза)
Плунжер должен иметь такую
же форму нажимной поверхности, что и внутренняя поверхность колодки. В
идеальном случае для изогнутого образца длина дуги L должна составлять около 40
мм или же размер образца должен обеспечивать
соответствующее отношение длины L- к ширине W (рисунок 3).
1 - плунжер; 2 - испытуемый образец; 3 - нагревательная плита
Рисунок
3 - Образец типа
III (накладка с колодкой барабанного тормоза в сборе)
Для случаев, где изгиб может повлиять на результат,
предпочтителен образец типа I
В ходе испытаний при
комнатной температуре измерениям подлежат пять образцов.
Отклонение от
плоскостности и шероховатость поверхности образца должны быть такими же, как
при производстве изделий, в противном случае результаты испытаний могут
оказаться искаженными.
В зависимости от
конкретных потребностей накладки с колодками в сборе дискового тормоза (образец
типа II) могут испытываться с
противошумными прокладками или с прорезиненными покрытиями, или без них. Это
должно быть указано в протоколе испытания.
При необходимости могут проводиться измерения
теплопередачи (рисунок 4).
1 - рабочий элемент термопары; 2 - колодка; 3 - фрикционный
материал
Рисунок
4 - Расположение
термопары при измерении теплопередачи
9 Методика проведения испытания (приложение А)
9.1.1
С помощью микрометра измеряют
толщину образца в пяти точках, как показано на рисунке 5а). Рассчитывают
среднюю толщину . Если накладка имеет паз, измерения толщины проводят
в соответствии с рисунком 5b).
b) накладка с пазом
Рисунок
5 - Указания по
измерению толщины образца
9.1.2
Помещают образец на нагревательную плиту при комнатной температуре (при
температуре окружающей среды (23 ± 5) °С) поверхностью трения к поверхности
плиты. Соответствующим образом устанавливают плунжер.
9.2.1 Испытания при комнатной температуре
9.2.1.1 Выполняют три
цикла приложения и снятия нагрузки, начиная с предварительного давления 0,5 МПа
(методика А) или 5 бар (методика В), с выдерживанием его в
течение 1 с и последующим увеличением до максимального необходимого давления с
максимальной интенсивностью нагружения (7.1).
9.2.1.2 Устанавливают
измерительное устройство на нулевую отметку во время действия предварительного
давления на образец и выполняют измерения деформации Ddi,x,tot при максимальной нагрузке x в первом и третьем цикле.
В третьем цикле показания
уменьшения толщины Ddi,x,tot могут быть сняты на этапе увеличения давления: при 1 МПа, 2 МПа и 4 МПа -
для накладок дискового тормоза и при 1,5 МПа - для накладок барабанного
тормоза.
Если выполняют более трех
циклов, это должно быть указано в протоколе испытания.
9.2.2.1 Снимают образец с нагревательной плиты.
9.2.2.2 Нагревают плиту
до стабильной температуры поверхности t1 ±
10 °С.
9.2.2.3 Помещают образец
на нагревательную плиту и прикладывают предварительное давление 0,5 МПа
(методика А) или 5 бар (методика В) для обеспечения термического
контакта. Выдерживают нагрузку в течение 10 мин ± 30 с.
9.2.2.4 В качестве
показателя теплопередачи принимают температуру колодки t2.
9.2.2.5 Выполняют два
цикла (первый и третий цикл по 9.2.1).
9.2.2.6 В
конце испытания охлаждают оборудование до комнатной температуры.
Цикл испытаний показан на
рисунке 6.
1)
Показания сняты при испытательной нагрузке х.
Рисунок 6 - Цикл испытаний на деформацию
при сжатии накладки с колодкой в сборе
При испытаниях
фрикционного материала на сжимаемость происходит собственная деформация
испытательного оборудования. Эта деформация Dde,x должна компенсироваться вручную или автоматически с целью определения
чистой деформации образца фрикционного материала i по формуле
D di,x = Ddi,x,tot - Dde,x
Для измерения Dde,x нагружают плунжер с установленным поршнем без образца на плите с пластиной
из закаленной стали для предотвращения повреждения нагревательной плиты, а
затем снимают показания с прибора для измерения перемещения при различных
значениях давления, указанных в разделе 9.
Форма протокола испытания образца приведена в
приложении В. Допускается использовать другие виды отчетов с указанием:
наименования
предприятия-изготовителя;
обозначения тормозной
накладки;
номера партии;
типа образца (тип I, II или III), сведений о дополнительных покрытиях,
противошумных прокладках и т. д.;
размера образца (площади
накладки);
количества образцов п;
толщины накладки с
колодкой в сборе мм, с точностью 0,1;
толщины фрикционного
материала;
размера поршня (для
накладок дискового тормоза);
принятой методики (А или В);
среднего значения
сжимаемости в холодном состоянии для п образцов ()
среднего значения
сжимаемости в горячем состоянии для п образцов ()
Схема проведения
испытания
Протокол испытания
Параметр
|
Методика А (ИСО)
|
Методика В (отклонение)
|
Давление на единицу площади,
МПа (если нет других указаний)
|
Давление в магистрали, бар
(если нет других указаний)
|
Предварительное давление
|
0,5
|
5
|
Интенсивность повышения
давления
|
4 МПа·с-1
|
80 бар·с-1
|
Максимальная нагрузка
|
Накладка дискового тормоза
|
8
|
160
|
Накладка барабанного тормоза
|
3
|
60
|
Этапы измерений
|
Накладка дискового тормоза
|
1 2 4 8
|
20 40 80 160
|
Накладка барабанного тормоза
|
1,5 3
|
30 60
|
Количество циклов
|
При комнатной температуре
|
3
|
3
|
В горячем состоянии
|
2
|
2
|
Размер образцов
|
Накладка дискового тормоза
|
|
|
Накладка барабанного тормоза
|
|
|
Тип плунжера
|
Плоская поверхность
|
Реальный поршень
|
Дата испытаний
|
Фамилия испытателя
|
Номер протокола
|
Изготовитель накладки
|
Сведения о накладке
|
Номер партии
|
Тип образца
|
Наличие специального покрытия,
прокладки и т. д.
|
Размер образца
|
Толщина изделия в сборе мм
|
Толщина накладки, мм
|
Количество образцов
|
Размер поршня
|
Принятая методика (А или B)
|
Деформация
при сжатии
|
Методика А, МПа
|
Методика В, бар
|
х
|
|
х
|
|
При комнатной температуре:
|
8(3)
|
|
160
|
|
Накладка дискового
(барабанного) тормоза,
|
1(1,5)
|
|
20
|
|
1-й и 3-й циклы
|
2
|
|
40
|
|
|
4
|
|
80
|
|
8(3)
|
160
|
В горячем состоянии:
|
8(3)
|
|
160
|
|
Накладка дискового
(барабанного) тормоза,
|
1(1,5)
|
|
20
|
|
1-й и 3-й циклы
|
2
|
|
40
|
|
|
4
|
|
80
|
|
8(3)
|
160
|
Максимальная температура
тeплoпepeдaчи
|
Прилагаются ли кривые
характеристик? (Да или нет)
|
Ключевые слова: транспорт дорожный, накладки тормозные,
деформация сжатия, метод испытания
|